Народный лекарь

сайт народной и нетрадиционной медицины азиатского лекаря Эргашака

No result...

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ

И ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИ

 


В. Ю. Мирошниченко, Ю.Р. Вагин, Н.А. Стрелков, Т. В. Пастухова, С. В. Мирошниченко

Пермская государственная медицинская академия,
Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности

Увеличение в популяции различных форм авитальной активности в целом и суицидальной активности в частности, сохраняет актуальность исследований, направленных на анализ их глубинных психодинамических корней. Классический психоанализ, полагающий в основу самоубийства конфликты агрессии, признает, что последующая каузальная психотерапия "расплывчата", "полипрагматична" и "пессимистична" [3]. Теория влечения к смерти, предложенная З. Фрейдом в 1920 [2] , дальнейшего развития практически не получила и применительно к каузальной психотерапии авитальной активности не используется.

Результаты наших исследований в области глубинной психологии (тифоаналитическая теория) не только позволяют, но и побуждают нас вновь обратить внимание на проблему первичного влечения к смерти в интересах более четкого понимания структурно-динамической и экономической организации психики и каузальной терапии авитальной активности методами тифоанализа и аперсональной психотерапии [1].

В данной работе нам бы хотелось уделить внимание аспекту взаимоотношений между первичным влечением к смерти, лежащим в основе человеческой жизнедеятельности, и желанием смерти - феноменом преюдициальной активности, выражающимся в том, что человек (возможно единственное из живых существ) при определенных условиях осознает собственное влечение к смерти. Два вопроса, на которые, нам хотелось бы получить ответ, заключаются в следующем: (1) какова глубинно-динамическая связь между влечением к смерти и желанием смерти и (2) каковы условия, приводящие к тому, что не осознаваемое в норме влечение к смерти, становится осознанным желанием смерти?

В рамках тифоаналитической теории мы привыкли понимать, что в основе жизнедеятельности человека, равно как и любого другого живого существа, лежит потребность в снижении напряжения, определяющая направленность жизни как диссипативного, гомеостатического энтропийного процесса. Система хронификации жизни структурирует и континуирует (хронифицирует) этот процесс, побуждая каждый организм "умирать по-своему". В течение жизни организм постоянно обменивается с окружающей средой веществом и энергией, побуждаемый с одной стороны напряжением и чувством неудовольствия, а с другой стороны - разрядкой и чувством удовольствия. Для осуществления качественного хронического снижения напряжения организм имеет врожденные механизмы (инстинкты). Усваивает постнатально различные модели поведения, позволяющие ему реализовать программу жизнедеятельности с помощью (1) агрессии - способности обнаружить, фиксировать, деструктурировать и включить в себя необходимые объекты окружающей среды и (2) элиминации - соответствующей способности удалить и исключить из себя все, что мешает нормальному процессу жизнедеятельности. Эти механизмы, имеющие отношение ко всем физиологическим, нейрофизиологическим, психологическим (в том числе осознанным) процессам носят флюктуирующий, маятниковый характер и ведут к постепенному уменьшению напряжения в течение жизни. Их качественное функционирование последовательно удовлетворяет основную потребность - снижение напряжения и основное влечение - влечение к смерти так, что жизнь в целом приносит человеку удовольствие, а само влечение к смерти не осознается, поскольку перманентно удовлетворяется. Периодически осознается то, что традиционно называется желание жить - желание, связанное с нормальным функционированием системы хронификации жизни в ее предметной взаимосвязи с окружающей средой. Осознается желание получать пищу и желание удалить ее остатки из кишечника, осознается желание вступать в сексуальные отношения и прекратить их т.д. Мы можем говорить о желании жить (в указанном выше смысле), но у нас нет основания, говорить о наличии у человека влечения к жизни. Если жизнь есть процесс хронического умирания, то каким образом можно представить себе влечение к хроническому умиранию? Желание жить есть по своей сути производное от влечения к смерти, ограниченного рамками системы хронификации жизни.

Каким образом с тифоаналитической точки зрения мы можем понять механизм возникновения у человека желания умереть и последующих суицидальных мыслей, тенденций и действий. Очевидно, что если система хронификации жизни по разным причинам не обеспечивает качественное снижение напряжения и перманентное удовлетворение влечения к смерти, напряжение в организме постепенно нарастает, запуская когнитивные механизмы на поиск альтернативных способов разрядки. Самоубийство в данном случае будет одной из наиболее эффективных моделей разрядки напряжения путем "короткого замыкания" в том случае, если "жизненное напряжение" сможет преодолеть барьеры боли и страха системы хронификации жизни.

В том случае, если влечение к смерти перманентно не удовлетворяется, если окружающая среда не может обеспечить человека необходимыми для жизнедеятельности объектами (жизненные желания и нужды не удовлетворяются) влечение к смерти усиливается. В сознании человека неизбежно появляется результат мотивированной влечением к смерти когнитивной деятельности - желание смерти, мысли о смерти и суицидальные мысли. Каждый человек обладает влечением к смерти, но нужно иметь очень некачественную жизнь, чтобы влечение к смерти усилилось настолько, чтобы оно смогло преодолеть блокирующие системы хронификации жизни (страх и боль) и проникнуть в сознание в форме желания смерти.

Литература

[1] Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти).- Пермь, 2003.

[2] Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.- М., 1990.

[3] Хензелер Х. Вклад психоанализа в понимание суицида. В кн.: Энциклопедия глубинной психологии. Т.2.- М., 2001.


Нравится

Форма входа

Кто на сайте

Сейчас 278 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте