Народный лекарь

сайт народной и нетрадиционной медицины азиатского лекаря Эргашака

Свойства и лечения

 Ты уже знаешь, что причиною зарождения «лисьей» болезни является дурная материя, неподвижно пребывающая в коже и в местах, где находятся корни волос; такая материя портит корни волос, разъедая их и не допуская к ним хорошее питательное вещество. Болезнь называется «лисьей» потому, что она бывает у лисиц. И различие между нею и «змеиной» болезнью состоит в том, что при «змеиной» болезни не только падают волосы, но и слезает тоненькая кожица, как эго происходит у змеи; иногда кожица имеет выпуклые очертания, подобные очертаниям змеи. 

Материя, вызывающая «лисью» и «змеиную» болезни, бывает иногда желтожелчной, но бывает и черножелчной; бывает она также и слизистой, а иногда состоит из испорченной крови. Обо всем этом судят по тому, каков цвет видимой при бритье кожи, особенно если ее немного потереть, а иногда заключение выводят по предшествующему режиму и по сопровождающим заболевание известным тебе симптомам, указывающим, какой именно сок преобладает. О быстром или медленном исцелении иногда судят по степени быстроты покраснения кожи при растирании или бритье, ибо кровь быстро или медленно притягивается к больному месту; однако частое растирание изъязвляет и препятствует росту волос.

Лечение

 Нет сомнения, что правильный лечебный режим состоит, прежде всего, в опорожнении от этого действующего сока и во введении в тело питательных веществ с очень хорошим химусом из числа тебе известных. А также разбавленного вина умеренной крепости с небольшими следами сладости и притом жидкого и чистого — такое вино более питательно; баня приносит больному пользу перед каждым растиранием и. после него. Начинают с опорожнения всего тела от действующего сока при помощи изгоняющих соки лекарств или кровопускания, если материя требует этого, далее опорожняют от него голову известными тебе средствами для введения и втягивания в нос и для полоскания горла, упомянутыми в различных параграфах раздела об очищении головы.

 

Затем обращаются к лечению кожи, которую очищают, от того, что в ней скрывается, путем изгнания и растворения; этим следует поспешить, чтобы кожа не приобрела какого либо прочного дурного качества. Нет сомнения, что лекарства, выводящие из данного места дурную материю, должны быть отрывающими и растворяющими, но не настолько, чтобы сильное нагревание доводило до иссушения: тогда кожа приобрела бы сухость, которая в будущем послужила бы причиной выпадения волос, хотя в настоящем, быть может, и устранила бы «лисью» болезнь.


 Если лекарство горячее, сильное, как например, тапсия, — она является в данном случае необходимой основой лечения, — то горячесть ослабляют пересиливающими ее уравновешенными маслами и водами, которые следует употреблять с осторожностью. Лучшее лекарство — свежее, а то, которое пролежало года три, слабо. Сильное лекарство требует применения в малом количестве, и его сильно разбавляют и быстро снимают с того места, куда намазали, а со слабым лекарством следует делать наоборот.


 Лекарствам надлежит быть разреженными, ибо иначе их сила не проникнет в глубь кожи, и им должно быть присуще укрепляющее и задерживающее свойство, чтобы голова не принимала злокачественной материи; это свойство не должно, однако, сопровождаться значительной способностью связывать, которая бы мешала питательному веществу поступать к больному месту и затем проникать в поры. В лекарстве должна быть также сила, притягивающая хорошую кровь и липкие пары в теле после растворения находящихся в коже испорченных паров, дабы оно объединяло способность растворять испорченное и близкое и притягивать доброкачественное и далекое после очищения тела.


 Употребив лекарства, тебе должно наблюдать за их действием; начни с применения их ослабленными путями разбавления и уменьшения количества. И посмотри, что из этого будет: если окажется, что больной их переносит и действие благотворно, то силу и количество лекарства увеличивают, а если больной не переносит лекарств и действие слишком сильно, то силу их уменьшают, убавляя количество или разбавляя лекарства. Старайся, чтобы лекарство не привело к изъязвлению или опуханию, особенно у людей с мягким телом вследствие качеств их натуры или в зависимости от возраста и пола. Здесь Авиценна дает подробное правило использование противоборствующей и подободействующий терапии, не осознавая, сам этого.


 Если лекарство привело к опуханию и изъязвлению, дело исправляют путем смазывания больного места жирами, например, гусиным или куриным жиром или нежными восковыми мазями, а когда опухоль спадет, лекарство применяют повторно в количестве, которое больной легко переносит; если действие лекарства значительно, ты поступаешь таким образом, пока дурные пары не растворятся, а хорошие не подтянутся к коже. Признаком действия лекарства служит то, что кожа краснеет от более мягкого и менее частого растирания, нежели до употребления лекарства, а если положение остается неизменным, то знай, что необходимо более сильное лекарство. Если кожа не краснеет от лекарства, растирай ее как можно сильней грубыми тряпицами, пока не возникнет опасность шелушения, и потом натри, например, луком, а если кожа и тут не покраснеет, то не обойтись без болезненного надреза и смазывания, например, чесноком.


 К числу средств, нужных для очищения кожи от дурной материи «лисьей» болезни, принадлежат пиявки, банки и укалывание многочисленными иголками, используемые в чжень или суджок терапии ; сюда же относится образование волдырей острыми лекарствами, о которых мы вскоре упомянем, очищение вздувшихся мест и их залечивание, чтобы волосы на них выросли. Способствует растворению материи, между прочим, постоянное ношение, днем и ночью, меховой шапочки: это вызывает растворение и испарину. 


 Следует брить голову бритвой каждые два или три дня. И как только волосы отрастут, сбривать их; перед употреблением мазей тоже надлежит брить голову и тереть ее, как мы говорили, грубой тряпицей или, например, луком, или шелухой редьки либо хрена, пока кожа не покраснеет и не станет восприимчивой к силе лекарства, открывающего поры; иногда баня заменяет растирание. Если же голову не бреют, то лекарство делают жидким, чтобы оно доходило до корней.


 Что же касается опорожнений, то от желтожелчной материи опорожняют отваром миробаланов с небольшим количеством харбака и повилики, а также пилюлями кавкайа или ийараджем фикра; скажу еще, что ийарадж с мякотью колоквинта превосходное средство, особенно при слизистом соке. Если имеется также черная желчь, то к нему примешивают немного морозника черного, а при наличии желтой желчи примешивают к отвару смолы скаммоний; ийарадж Руфа и лугазийа превосходны, особенно при черножелчной соке; часто одно лишь опорожнение исцеляет больного.


Я здесь к слову, поддерживая Авиценну, хотел добавить один интересный эпизод. В моем городе Намангане до меня прославился лекарь по имени Сирожиддин. Ему люди шли толпами. Он давал одноразово пить людям только по несколько штук чечевицевидные пилюли, состоящих из смеси высушенного сока фарбиюна ферганского чонгфут и семян кротона, от которых сильно проносил их несколько раз. Остальные его лекарства были плацебо, - сбор, состоящий из обычных безобидных трав. Обычно он каждого сбора отдухал эфирными маслами, чтобы люди думали, что он дает каждому отдельные сборы. Но от этого выздоравливали большинства его почитатели. Каждое утро за два-три часа принимал несколько десяток людей по пульсу, ничего не спрашивая у них. Люди сильно верили ему, в том, что он каждому мгновенно определяет его болезни по пульсу и дает заранее приготовленного лекарства , для него именно


 Разновидности этих опорожнений ты уже охватил познанием из предшествующего, а если врач желает чего-нибудь более легкого, он трижды или четырежды в месяц поит больного горьким ийараджем в сочетании с мякотью колоквинта и турбитом; если одно опорожнение не помогает, то их повторяют после отдохновений между ними.


 Когда ты видишь, что кожа головы красная и сосуды ее красные, наполненные, то если того требует здравое суждение, ты после общего кровопускания пускаешь кровь из сосудов головы и сосудов на лбу и на висках; а если ты не видишь переполнения, то отнюдь не делай чего-либо подобного, ибо кровь здесь нужна. Что же касается полосканий и лекарств для введения в нос и тому подобного, то они уже тебе известны из параграфов о голове. Из местных, лекарств сильней всего фурбийун, которому еще не исполнилось трех лет; им пользуют по способу, преподанному нами в общих правилах лечения. За фурбийуном следует тапсия. Она действует весьма замечательно и сильно. И за нею семена кресс-салата, горчица, зола шпанских мушек в виде кашки свежей зифтом. Живокость, растертая с лавровым маслом. А также млечный сок йатту, при помощи которого вызывают волдыри и прокалывают их, чтобы вытекло то, что находится под ними, и когда сбросят корочку, из-под нее поднимаются волосы.


 Употребляют также лютик, который прикладывают ненадолго; он необходим при сильной «лисьей» болезни. Далее следует сера, оба харбака, семена индау, пена баврака, обе разновидности морской пены, кора и корни тростника в пережженном виде, мышиный и овечий кал — тоже жженые. Длинный перец, горчица, жженые лесные орехи, листья инжира, качим, корни чистотела большого, катран; иногда в число лекарств, входит и бычачья желчь.


 Далее следуют горький миндаль, пережженный в скорлупе, тертый ладан, вымачивавшийся несколько дней в старом уксусе; набатейские рожки тоже принадлежат к числу лекарств от этой болезни.
 Лучшее масло, употребляемое при этом,— лавровое масло и масло клещевины, а лучшее из веществ для восковых мазей катран и затем зифт; из жиров наилучший — жир медведя, особенно старый. 
 Отличная грязевая лепешка: прикладывают лепешку из горчицы с катраном.


Описание отличной, полезной лепешки. Берут фурбийуна, тапсии, лаврового масла — каждого по два мискала, живой серы, харбака любого — черного или белого — каждого по мискалу и приготовляют восковую мазь, взяв воска в достаточном количестве.
 Еще: берут баврака африканского — две части, нашатыря — часть, пережигают и растирают то и другое в крепком уксусе и слегка смазывают больное место, после того, как его разотрут. Через три часа смазывание повторяют, когда мазь высыхает, и поступают так три дня; если образуется волдырь, то делают так, как ты знаешь.


 Еще: шпанские мушки с горчицей варят в масле, пока они не станут подобны галийа, и вызывают этим лекарством на больном месте волдырь. Я в таких случаях использую сгущенный сок лютика, которого смешиваю концентрированным белым уксусом. Регулирую лечение дозой и временем приложения. Силу сильного лекарства ослабляют, разбавляя его слабым средством.
 Одно из более сильных средств — оно замечательно полезно — таково: берут крепкого уксуса с равным ему количеством хорошего розового масла и взбалтывают, потом больное место растирают грубой тряпицей и смазывают этим составом. Я к этому составу добавляю еще концентрированный сок чеснока и немного белый уксус. Еще применяют смазывание галией с некоторым количеством тапсии.
 Знай, что для младенцев достаточно соблюдения режима; отрок переносит пол дарахми пилюль кавкайа, а десятилетний ребенок два данака.
 


Нравится

Форма входа

Кто на сайте

Сейчас 66 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте